5,83 Mb.страница9/21А. А. БодалевДата конвертации24.09.2011Размер5,83 Mb.Тип Смотрите также: 9 ^ ГЛАВА 5 ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ 5.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫАктуальность работ по психологической диагностике способно]стей определяется в первую очередь большой практической значимо]стью этой проблемы. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация, неуклонное увеличение чис]ла профессий повышают важность изучения способностей и склон]ностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие об]ласти практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производствен]ное обучение, требуют разработки и применения надежных, действен]ных, прогностичных методов диагностики уровня развития способ]ностей. Такие методы необходимы также для ранней диагностики одаренности детей, выявления у них творческих, музыкальных, худо]жественных и других способностей. Психодиагностика способнос]тей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склон]ностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влия]ет на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, а следовательно, и удовлетворенности жиз]нью в целом. Проблема способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов. Хорошо известны работы в этой области на]ших видных ученых Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясшцева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. С. Лейтеса и других. Наиболее четко определение способностей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Тепловым в его из]вестной работе «Способности и одаренность» (Теплов Б. М., 1941). В целом эта концепция способностей разделяется всеми российскими психологами (см., например, определение способностей в психоло]гических словарях: Краткий психологический словарь, 1985; Психо]логический словарь, 1983). Хотелось бы отметить, что с момента вы]хода указанной выше работы Теплова накоплен большой эксперимен]тальный материал, который требует осмысления в направлении даль]нейшего развития теории и методологии способностей. На необходимость такой работы указывает А. А. Бодалев, который четко очерчивает основные направления изучения способностей разными отраслями психологической науки и формулирует ряд конкретных задач, решение которых позволило бы всесторонне осмыслить спо]собности «...как сложнейшее многокомпонентное психологическое образование, глубоко понять многопрофильный характер связей его с деятельностью человека, со всем его личностным строем» (Бода]лев А. А., 1984, с. 124). Теплов выделяет три основных признака способностей как инди]видуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от другого, во-вторых, они имеют отноше]ние к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, в-третьих, они не сводятся к наличным знаниям, уме]ниям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобре]тения (Теплов Б. М., 1941). Своеобразная диалектическая связь между способностями и зна]ниями и умениями состоит в том, что для овладения последними не]обходимы соответствующие способности, а само формирование спо]собностей предполагает освоение видных, связанных с соответству]ющей деятельностью. «По мере того как они осваиваются, т. е. пре]вращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а способствуют развитию способно]стей» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 535). С материалистических позиций решается отечественными пси]хологами вопрос о роли природных, врожденных факторов в форми]ровании способностей. Они рассматриваются как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способностей; сами же способности - это всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубинштейн пишет: «Исходные природные раз]личия между людьми являются различиями не в готовых способнос]тях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности» (1940, с. 533). Сами же способности, по словам Б. М. Теп]лова, не только проявляются, но и создаются в деятельности (1941). В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные особенности индивида, фатально определяющие все бу]дущие достижения (capacity) субъекта, либо приобретенные им на]выки и умения (ability). Следует отметить, что достаточно распрост]раненным в области психодиагностики способностей является тер]мин «aptitude», который входит в название многих тестов, главным образом тестов отдельных способностей. В английском психологи]ческом словаре он определяется как «природная способность приоб]ретать относительно общие или специальные знания и умения». Теплов подверг острой критике принятое в зарубежной психоло]гии понимание способностей, показав, что данная терминология од]нозначно отражает теоретические воззрения на эту проблему (Теп]лов Б. М., 1941). В частности, общие способности, отождествляемые с интеллектом, до сих пор рассматриваются западными психологами как врожденные, определяющие успехи в обучении и овладении про]фессией. Следует отметить, что прогрессивные зарубежные ученые, такие, как А. Анастази (1982), Дж. Лолер (1982), Дж. Наэм (1984), критикуют сложившийся подход к интеллектуальному развитию, об]щей одаренности. Тем не менее теория врожденности способностей, интеллекта имеет еще много сторонников. Разработка проблем способностей за рубежом стимулируется по]требностями общества в методах выявления и отсеивания наиболее пригодных лиц на те или иные рабочие места. Это связано со стремле]нием предпринимателей выбрать наиболее подготовленных и перспек]тивных кандидатов на професси
Общая психодиагностика. Спб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 стр
ГЛАВА 5 ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ - Общая психодиагностика. Спб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 стр
Комментариев нет:
Отправить комментарий